Школьный музей «Память сердца»
*ОВЗ: Да
Возраст: от 12 до 17 лет
Педагог: Жорина Елена Владимировна
Описание
Для развития, обучения и воспитания подрастающего человека исключительно важны связь с прошлыми поколениями формирование культурной и исторической памяти. Чтобы учащийся мог проникнуться такими чувствами, недостаточно только прочесть, посмотреть или услышать нужную информацию, тут требуется прикоснуться к эпохе, потрогать ее руками и эмоционально пережить артефакты. Помочь молодому поколению в решении этих проблем сегодня может такой уникальный социальный институт, как музей.
Программа предполагает обучение детей основам краеведения и музейного дела в процессе создания и обеспечения деятельности школьного музея.
Школьный историко-краеведческий музей в соответствии со своим профилем расширяет и углубляет знания учащихся. Он развивает чувство причастности к судьбе малой родины, воспитывает у школьников любовь и уважение к родному краю, своей стране, к ее историческому прошлому и настоящему. Музей выступает важным фактором формирования общественной активности учеников, способствует сохранению и укреплению школьных традиций.
Содержание программы
Музей как институт социальной памяти.
Происхождение музея. Музей античного мира, эпохи Возрождения. Первые национальные музеи. Профили музеев. Типы музеев. Специфика школьного музея как центра музейно-педагогической и краеведческой работы в школе.
Музейный предмет и способы его изучения.
Понятия: музейный предмет – предмет музейного назначения – экспонат. Классификация музейных предметов. Основные критерии ценности музейного предмета. Уникальный и типичный музейный предмет. Атрибуция – выявление основных признаков музейного предмета. «Легенда» как способ фиксации сведений о музейном предмете со слов владельца. Копии музейного предмета. Муляж, макет, модель
Основы музейных знаний.
Принцип работы школьного музея: связь с современностью, учебно-исследовательская и поисковая работа, связь с общественностью, ветеранами, проживающими в микрорайоне школы, ветеранами педагогического труда, родителями. Свидетели истории. Основные источники по истории: книги и брошюры по изучаемой тем, воспоминания участников исторических событий, вещественные памятники. Где и как собирать материалы для музея.
Родной край в истории страны.
История заселения родного края. Первые упоминания местности в официальных источниках. Основные вехи истории края в контексте истории государства. Уникальные особенности природы, истории и культуры родного края. Экскурсия по достопримечательным объектам природы, истории и культуры родного края.
Функции школьного музея.
Полифункциональность школьного музея: детский клуб; общественная организация, объединяющая детей и взрослых разных поколений; творческая лаборатория педагогов и учащихся; способ документирования истории природы и общества родного края; форма сохранения и представления материальных и духовных объектов наследия; школа профессиональной ориентации детей.
Организация школьного музея.
Школьный музей, как общественное учебно-исследовательское объединение учащихся. Профиль и название музея. Формы организации, ролевые функции, права и обязанности актива школьного музея. Документация школьного музея.
Моя семья и родной край.
Что такое семья, род? Семейные предания, традиции и реликвии. Семейный архив. Памятные события в истории семьи. Биографии членов семьи, рода. Составление родословных таблиц. Описание семейного архива и семейных реликвий.
Наша школа в истории района.
История школы. Школьные традиции и достопримечательности. Летопись школы. Школьный музей и архив. Ведение исторической хроники и летописи школы.
Комплектование фондов школьного музея.
Организация поисково-собирательской работы. Выбор темы музейно-краеведческого исследования. Планирование работы. Специальное снаряжение. Изучение события, явления. Выявление и сбор предметов музейного значения. Сбор дополнительной информации об исторических событиях, природных явлений и предметах музейного значения.
Фонды школьного музея.
Структура и состав собрания школьного музея: основной и научно-вспомогательные фонды, музейные коллекции. Основные принципы формирования фондов и коллекций. Организация учёта фондов школьного музея. Что нельзя хранить в школьном музее.
Учет и описание музейных предметов.
Задачи учета и научного описания музейных предметов. Система учета музейных фондов: главная инвентарная книга, инвентарные книги и коллекционные описи, паспорта музейных предметов и вспомогательные картотеки.
Экспозиция школьного музея.
Концепция экспозиции школьного музея. Виды экспозиций: тематическая, систематическая, монографическая, ансамблевая экспозиция. Основные приёмы экспонирования музейных предметов. Обеспечение сохранности музейных предметов в экспозиционном использовании.
Тексты в музейной экспозиции.
Назначение текстов в экспозиции. Виды озаглавливающих и сопроводительных текстов. Правила составления этикеток к экспонатам. Приёмы размещения текстов в экспозиции.
Военная слава земляков.
Военные традиции земляков. Жители родного города – участники ВОВ и других военных действий. Военные реликвии семьи. Служба в армии – почетная обязанность гражданина России. Сбор информации у родственников и знакомых. Книга Памяти.
Экскурсионная работа в школьном музее.
Экскурсия как форма популяризации историко-культурного и природного наследия музейными средствами. Виды экскурсий: обзорная, тематическая, учебная. Приёмы подготовки экскурсии с использованием опубликованных источников, научной и популярной литературы, материалов музейного собрания. Мастерство экскурсовода.
Цели программы
Осуществление воспитания, обучения, развития и социализации школьников посредством создания и обеспечения музея.
Результат программы
Личностные результаты:
- сформировано уважительное отношение к музеям как уникальным хранилищам предметного мира истории и культуры
Предметные результаты:
- умеют применять знания по истории и практике музейного дела и экскурсионной работы;
- развиты навыки работы с историческим и экспозиционным материалом, составления текста экскурсии, общения с аудиторией;
- используют современные информационные технологии в организации музейного дела.
Метапредметные результаты:
- владеют умениями работать с информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
- могут решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.).
Особые условия проведения
без особых условий
Материально-техническая база
Компьютер, проектор, экран, библиотека, семейные коллекции и артефакты