Туристический клуб «Солнечные горизонты»
*ОВЗ да
Возраст: от 12 до 17 лет
Педагог: Тулюля Елена Владимировна
Педагог: Дубовиков Олег Анатольевич
Описание
Процесс обучения идет по спирали. Обучающиеся знакомятся с
историей развития туризма, детальнее изучают вопросы по топографии, ориентированию, техники и
тактики пешего, лыжного, водного, горного туризма, вопросы туристского хозяйства, гигиены и
медицины.
Методика занятий:
1) личное и групповое туристское снаряжение - беседы, практические занятия, как на
местности, так и в помещении, просмотр диафильмов, игры;
2) организация туристского быта, привалы и ночлеги - беседы, практические занятия на
местности и в помещении, тематические вечера, конкурсы, эстафеты, тренировки и соревнования;
3) подготовка к походу, путешествию - практические занятия на местности и в помещении,
просмотр видеофильмов, слайдов, диафильмов, тематические игры, конкурсы;
4) питание в туристском походе - беседы, лекции, практические занятия на местности и в
помещении, просмотр диафильмов, вечера вопросов и ответов;
5) топография и ориентирование - беседы, практические занятия на воздухе и в помещении,
эстафеты, игры, конкурсы, подвижные игры с элементами ориентирования;
6) обеспечение безопасности в туристском походе, на тренировках - лекции, практические
занятия со снаряжением, игры, эстафеты, соревнования;
7) краеведение - лекции, беседы, викторины, загородные экскурсии, экскурсии по городу,
посещение краеведческих музеев, подборка литературы по вопросам, изучаемых в походе, беседы с
местными жителями;
8) общая физическая подготовка - практические занятия на местности, туристско-спортивные
праздники, утренняя зарядка, тренировки по бегу, спортивные соревнования, обучение плаванию, беседы
по организации закаливания;
9) теория и практика по видам туризма - беседы, практические занятия на местности,
туристские соревнования и слёты, тематические вечера, соревнования на полосе туристских препятствий,
просмотр видеофильмов, туристские походы
Содержание программы
I Туристские путешествия. История развития туризма. 12ч
Теория 3ч Роль туристских походов, путешествий, экскурсий в формировании характера человека,
воспитании патриотизма, углублении знаний, полученных в школе, приобретении трудовых навыков,
воспитании самостоятельности, коллективизма. Современная организация туризма в стране. История
развития детско-юношеского туризма в стране и в Республике. Туристские традиции своего
коллектива. Знакомство с туристами-земляками.
Теория 3ч Виды туризма: пешеходный, лыжный, водный, горный, велосипедный, спелеотуризм.
Характеристика каждого вида туризма. Самодеятельный туризм, экскурсионный, международный.
Разрядные требования по спортивному туризму, спортивному ориентированию, туристскому многоборью,
судейские звания.
Личное и групповое туристское снаряжение.
Теория 3ч. Понятие о личном и групповом снаряжении. Перечень личного снаряжения для одно
трехдневного похода, требования к нему. Типы рюкзаков, спальных мешков, их преимущества и
недостатки. Правила размещения предметов в рюкзаке. Одежда и обувь для летних и зимних походов,
типы лыж. Подготовка личного снаряжения к походу.
Теория 3ч. Групповое снаряжение, требования к нему. Типы палаток, их назначение преимущества и
недостатки. Походная посуда для приготовления пищи. Топоры, пилы. Состав и назначение рем. набора.
Хозяйственный набор: оборудование, рукавицы, ножи, половники и др. Особенности снаряжения для
зимнего похода.
Практическое занятие 3ч: укладка рюкзака, подгонка снаряжения, работа со снаряжением, уход за ним.
Ремонт снаряжения.
II. Организация туристского быта. Привалы и ночлеги.18ч.
Теория 3ч Требования к месту бивака: жизнеобеспечение — наличие питьевой воды, дров;
безопасность — удаленность от населенных пунктов, расположение на высоких берегах рек, отсутствие на
территории бивака сухих и гнилых деревьев; комфортность — продуваемость поляны, освещенность
утренним солнцем, красивая панорама.
Установка палатки в различных условиях. Заготовка растопки, дров и предохранение их от намокания.
Разведение костра в сырую погоду, при сильном ветре, в сильном тумане. Хранение кухонных и
костровых принадлежностей, топора, пилы. Оборудование места для приема пищи. Мытье и хранение
посуды. Правила работы дежурных по кухне.
Теория 3ч. Привалы и ночлеги в походе. Продолжительность и периодичность привалов в походе в
зависимости от условий (погода, рельеф, физическое состояние участников).
Теория 3ч.Организация работы по развертыванию и свертыванию лагеря, определение мест забора воды и
умывания, туалетов, мусорной ямы. Уход за одеждой и обувью в походе (сушка и ремонт).Типы костров.
Правила разведения костра. Заготовка дров.
Цели программы
Целью программы является обучение, воспитание, развитие и оздоровление детей в процессе
занятий спортивным туризмом, обогащение и расширение знаний учащихся в области туризма и
спорта. Создание условий для самореализации, социальной адаптации, оздоровления.
Результат программы
овладение детьми основ туристической подготовки;
овладение детьми техникой и тактикой прохождения тур.полосы, как лично так и командой;
участие в туристско-краеведческих соревнованиях в качестве участников;
воспитание характера;
формирование навыков самодисциплины, самовоспитания;
в совершенстве владеть техникой и тактикой туристической подготовки;
участие в туристско-краеведческих соревнованиях различного уровня.
Материально-техническая база
рюкзаки различных видов, типов и конструкций;
палатки различных видов, типов и конфигураций;
спальники;
специальное туристское снаряжение,
коврики теплоизоляционный (пенополиэтиленовый);
медицинская аптечка (комплект).
комплект котлов: 6, 7, 10 л (комплект).
костровое оборудование, комплект (тросики, таганки)
топор
пила
лопатка малая сапѐрная.