Велосипедный туризм
*ОВЗ: Нет
Возраст: от 14 до 17 лет
Педагог: Тулюля Елена Владимировна
Педагог: Дубовиков Олег Анатольевич
Описание
Популярным видом туризма является велосипедный туризм. Велосипедный туризм позволяет решать многие важнейшие задачи, стоящие перед образованием и воспитанием детей - оздоровительные (закаливает обучающихся благодаря благотворному влиянию природных факторов, всесторонне развивает двигательные качества), образовательные (формирует новые знания в области туристской подготовки, систему знаний о природе и экологии, истории, краеведении и т. д.), воспитательные (воздействие коллектива на личность человека). Во время учебно-тренировочных занятий дети учатся умению жить в походных условиях и преодолевать трудности походной жизни, путешествовать с пользой для себя и окружающих, превращая природу в своего друга и союзника.
Содержание программы
Программа предусматривает развитие познавательных, исследовательских навыков обучающихся по изучению природы, истории, культуры родного края, привлечение обучающихся к социальным инициативам по охране природы, памятников культуры, экскурсионной, музейной, экспедиционной работы, знакомство с основами спортивного ориентирования, элементами туризма, походной деятельности.
В основу программы положены базовые блоки:
- «Общие темы»;
- «Велосипедный туризм»;
- «Народоведение»;
- Экология;
- «Историческое краеведение»;
- «Спортивная подготовка»;
- «Гигиена туриста. Доврачебная медицинская помощь потерпевшему».
Цели программы
Основная цель программы:
вовлечение детей в систематические занятия велосипедным туризмом, овладение обучающимися знаниями, умениями, и навыками по технике велосипедного туризма. Подготовка обучающихся к участию в велосипедных походах, выполнению спортивных разрядов. Забота о родном городе и крае, об его экологии, чистоте.
Задачи:
Обучающие:
- обучать основам техники и тактики велосипедного туризма, ориентирования;
- формировать умения и навыки в разработке маршрута путешествия;
- обучать правилам безопасности при прохождении туристских маршрутов;
- способствовать изучению истории, культуры и природы родного края.
Развивающие:
- расширять кругозор обучающихся;
- формировать навыки тактико–технических приемов;
- развивать необходимые туристско - двигательные качества: гибкость, ловкость, сила, умения координировать движение, держать равновесие;
- развивать самостоятельность, активность, умение общаться;
- развивать умения и навыки соревновательного опыта.
Воспитательные:
- воспитать качества взаимовыручки, самостоятельного принятия решений;
-выработать организационные качества, умение вести себя в коллективе;
- воспитать добросовестное отношение к общественной собственности, чувства долга, товарищества и взаимовыручки.
Отличительные особенности программы:
Программа предусматривает развитие познавательных, исследовательских навыков обучающихся по изучению природы, истории, культуры родного края, привлечение обучающихся к социальным инициативам по охране природы, памятников культуры, экскурсионной, музейной, экспедиционной работы, знакомство с основами спортивного ориентирования, элементами туризма, походной деятельности.
Результат программы
В результате освоения общеразвивающей программы формируется гармоничная личность обучающегося, которая складывается из следующих компонентов: физическое и психическое здоровье, нравственное воспитание и социальная адаптированность, экологическое воспитание.
К концу обучения:
обучающиеся должны знать:
- особенности велосипедного туризма;
- устройство велосипеда;
- технику движения на велосипедах в различных условиях;
- технику безопасности при проведении велосипедных походов, занятий;
- типы костров;
- требования к устройству бивака;
- способы ориентирования;
- правила дорожного движения.
Должны уметь:
- составлять план путешествия и разрабатывать маршрут;
- одеваться, обуваться и снаряжаться для похода в зависимости от сезона, длительности похода и способа передвижения;
- водить велосипед по дорогам с различным типом покрытия и меняющимся рельефом;
- двигаться на велосипеде в походном строю;
- двигаться на велосипеде с грузом;
- оборудовать велосипед задним багажником, флягодержателем, велокомпьютером;
- выбирать место для привала, оборудовать его для ночлега, ставить палатку, разводить костёр, готовить на нём пищу, изготавливать простейшее туристское оборудование;
- проводить ремонт велосипеда (сборка, разборка, регулировка втулок, каретки, блока переключения скоростей, тормозов, натяжения спиц, цепи и т.д.);
- ориентироваться в незнакомой местности при помощи карты, компаса, по местным предметам, солнцу, часам;
- накладывать жгут, шины при разных типах переломов, вывихах, растяжениях, ударах и т.д.
В результате реализации программы обучающиеся смогут:
- выполнить нормативы на спортивные разряды по велосипедному туризму;
- приобрести необходимые знания, умения и навыки для участия в соревнованиях по велосипедному туризму в качестве участников;
- находить и использовать разнообразные источники знаний (содержание, посещение музеев, выставок, памятников природы, архитектуры, встречи, беседы и т.д.);
- участвовать в соревнованиях, многодневных походах,
- выполнять задания по инструкции педагога,
- приобрести навыки по экологической безопасности
- вести поиск технических решений для усовершенствования велосипедной техники.
Особые условия проведения
Необходимым условием организации экскурсий и практических занятий на местности является соблюдение санитарно-гигиенических требований и техники безопасности. На занятиях обучающиеся познают основы туристской подготовки, изучают правила дорожного движения, овладевают навыками пешеходного и автобусно-экскурсионного туризма.
Материально-техническая база
- Рюкзак объемом не менее 80 литров
- Палатка туристическая с тентом (каркасно-дуговая) четырехместная
- Палатка хозяйственная
- Коврик теплоизоляционный
- Спальный мешок
- Планшет велосипедный
- Велосипед
- Рюкзак велосипедный
- Каска
- Экшен-камера