МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 156 ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА ЕРОФЕЕВА Г.П." г. Красноярск
Красноярский край, город Красноярск
  • Формирование функциональной грамотности

    «Формирование функциональной грамотности – приоритетное направление совершенствования современного образования»

    Что такое «функциональная грамотность» и чем она может быть полезна современным школьникам? Как она формируется в школе и в каких ситуациях применима?

    Что такое «функциональная грамотность»? 

    Одно из наиболее распространенных определений функциональной грамотности дал советский и российский лингвист и психолог Алексей Алексеевич Леонтьев: 

    «Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений». 

      Индикатором качества образования в части формирования функциональной грамотности является международное исследование PISA. Исследование PISA ставит своей целью проверку наличия таких умений, которые должны помочь молодежи в их «взрослой» жизни. 

    В исследовании оценивается, главным образом, способность использовать полученные знания, умения и навыки для решения самых разных жизненных задач. Основные направления исследования: читательская грамотность, математическая и естественнонаучная. 

    Каждое задание PISA – это отдельный текст, в котором описывается некоторая ситуация жизненного характера. К тексту прилагается от одного до шести заданий разного уровня сложности. При выполнении заданий учащийся должен понять и решить проблему, которая лежит вне рамок предметной области, вне изучаемого учебного материала. 

    О востребованности функциональной грамотности 

    Сегодня общество и экономика делают запрос на таких специалистов, которые хотят и могут осваивать новые знания, применять их к новым обстоятельствам и решать возникающие проблемы, то есть существует запрос на функционально грамотных специалистов. 

    Функциональная грамотность сегодня стала важнейшим индикатором общественного благополучия, а функциональная грамотность школьников – важным показателем качества образования. 

    1. Указ Президента Российской Федерации № 204 от 07.05.2018 Правительству РФ поручено обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования). 
    2. Письмо Министерства просвещения РФ от 17.09.2021 № 03-1526 «О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности»  
    3. Письмо Министерства просвещения РФ от 22.03.2021 № 04-238 «Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности» 
    4. Приказ  ГУО Администрации города Красноярска № 402/п от 08.10.2021 «О комплексе мер по повышению функциональной грамотности» 
    5. Региональный план по формированию функциональной грамотности 
    6. Проект по развитию функциональной грамотности обучающихся в МАОУ «СШ 156» «Учимся для жизни»
    7. План мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности но 2021-2022 учебный год
    8.  Положение о формировании функциональной грамотности обучающихся в МАОУ «СШ № 156»  от 07.09.2021 №01-35-386
    9. ПРОЕКТ (программа) «Функциональная грамотность школьника»
    10. Календарный план реализации проекта ( программа) с указанием сроков реализации по этапам 
    11. ПАСПОРТ проекта (программа) «Функциональная грамотность школьника»
    Интернет-ресурсы, контент которых можно использовать для развития и оценки функциональной грамотности обучающихся

    1. Банк заданий по оценке функциональной грамотности, разработанный Институтом стратегии развития образования РАО

    Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы). В материалах по каждому направлению функциональной грамотности содержатся файлы со списком открытых заданий, которые разработаны в ходе проекта, сами задания, характеристики заданий и система оценивания, а также методические комментарии к заданиям.

    Читательская грамотность

    Математическая грамотность

    Естественнонаучная грамотность

    Финансовая грамотность

    Глобальные компетенции

    Креативное мышление

    2. Открытые Задания PISA на сайте ФИОКО: https://fioco.ru/примеры-задач-pisa

    3. Открытый банк заданий по естественнонаучной грамотности ФИПИ: https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti

    4. Электронный банк заданий РЭШ: https://fg.resh.edu.ru/

    Пошаговая инструкция, как получить доступ к электронному банку заданий, представлена в руководстве пользователя. Ознакомиться с руководством пользователя можно по ссылке https://resh.edu.ru/instruction.

    5. Тест «Цифровые компетенции педагога»: https://education.yandex.ru/uchitel/intensiv2/test/start-1/

    6. Интенсив ЯУчитель 3.0: https://education.yandex.ru/uchitel/intensiv3/

    Методические материалы по формированию функциональной грамотности
    1. Методические рекомендации по формированию функциональной грамотности
    2. Формирование функциональной грамотности на уроках в начальной школе 
    3. Методические рекомендации и инструкции по решению заданий международных исследований 
    4. ЯндексУчебник "Функциональная грамотность: развиваем в школе" Онлайн — курс
    5. Обучающий вебинар «Работа с банком заданий по функциональной грамотности в РЭШ»: https://www.youtube.com/watch?v=4n1YY30aHK8
    6. Онлайн-курсы повышения квалификации при подготовке к PISA: https://profcentr.ggtu.ru/index.php/programmy/11-materialy/88-onlajn-kursy-povysheniya-kvalifikatsii
    7. Вебинар «Формирование читательской грамотности на уроках предметных областей «Филология» и «Искусство»: принципы конструирования мотивирующих заданий и учебных задач»: https://www.youtube.com/watch?v=BNP7c9zPe30
    8. Вебинар «Формат и типы заданий на развитие креативного мышления»: https://www.youtube.com/watch?v=QR18e3AVGy8
    9. Вебинар «Формирование глобальной компетенции: методическое сопровождение»: https://www.youtube.com/watch?v=pLRagAUF2o4
    10. Вебинар «Формирование читательской грамотности на разных предметах: конструирование ситуаций и целей чтения через постановку учебно-познавательных и учебно-практических задач» – вебинар для выпускников и слушателей трека «Читательская грамотность»: https://www.youtube.com/watch?v=NhyFAtCQCeA
    11. Лист наблюдения урока/занятия, включающего задания, формирующие ФГ 
    Мероприятия
    «По дорогам добрых сказок».
    23 мая 2023, 06:42

    23 мая 2023 года, для обучающихся, посещающих кружок «Скорочтение» прошло заключительное мероприятие «По дорогам добрых сказок». Данное мероприятие стало итоговым занятием кружка, на котором ребята показали свои успехи по овладению основных приемов и методов по скорочтению.
    Экскурсия в музейный комплекс «Мемориал Победы».
    19 мая 2023, 08:16

    19 мая класс 9В с классным руководителем Аленой Владимировной Рыхликовой посетил Музейный комплекс «Мемориал Победы», посвященный памяти погибших в войне сибиряков-красноярцев.
    Конкурс каллиграфии «Пиши красиво!».
    18 мая 2023, 15:18

    18 мая 2023 года среди обучающихся, посещающих кружок «Каллиграфия-искусство красивого письма», прошел конкурс по каллиграфии «Пиши красиво!»
    Конкурс чтецов «From Heroes Of The Past».
    15 мая 2023, 01:25

    11 мая прошел конкурс чтецов на английском языке среди школ микрорайона Солнечный.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie