МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 156 ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА ЕРОФЕЕВА Г.П." г. Красноярск
Красноярский край, город Красноярск
  • Формирование функциональной грамотности

    «Формирование функциональной грамотности – приоритетное направление совершенствования современного образования»

    Что такое «функциональная грамотность» и чем она может быть полезна современным школьникам? Как она формируется в школе и в каких ситуациях применима?

    Что такое «функциональная грамотность»? 

    Одно из наиболее распространенных определений функциональной грамотности дал советский и российский лингвист и психолог Алексей Алексеевич Леонтьев: 

    «Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений». 

      Индикатором качества образования в части формирования функциональной грамотности является международное исследование PISA. Исследование PISA ставит своей целью проверку наличия таких умений, которые должны помочь молодежи в их «взрослой» жизни. 

    В исследовании оценивается, главным образом, способность использовать полученные знания, умения и навыки для решения самых разных жизненных задач. Основные направления исследования: читательская грамотность, математическая и естественнонаучная. 

    Каждое задание PISA – это отдельный текст, в котором описывается некоторая ситуация жизненного характера. К тексту прилагается от одного до шести заданий разного уровня сложности. При выполнении заданий учащийся должен понять и решить проблему, которая лежит вне рамок предметной области, вне изучаемого учебного материала. 

    О востребованности функциональной грамотности 

    Сегодня общество и экономика делают запрос на таких специалистов, которые хотят и могут осваивать новые знания, применять их к новым обстоятельствам и решать возникающие проблемы, то есть существует запрос на функционально грамотных специалистов. 

    Функциональная грамотность сегодня стала важнейшим индикатором общественного благополучия, а функциональная грамотность школьников – важным показателем качества образования. 

    1. Указ Президента Российской Федерации № 204 от 07.05.2018 Правительству РФ поручено обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования). 
    2. Письмо Министерства просвещения РФ от 17.09.2021 № 03-1526 «О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности»  
    3. Письмо Министерства просвещения РФ от 22.03.2021 № 04-238 «Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности» 
    4. Приказ  ГУО Администрации города Красноярска № 402/п от 08.10.2021 «О комплексе мер по повышению функциональной грамотности» 
    5. Региональный план по формированию функциональной грамотности 
    6. Проект по развитию функциональной грамотности обучающихся в МАОУ «СШ 156» «Учимся для жизни»
    7. План мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности но 2021-2022 учебный год
    8.  Положение о формировании функциональной грамотности обучающихся в МАОУ «СШ № 156»  от 07.09.2021 №01-35-386
    9. ПРОЕКТ (программа) «Функциональная грамотность школьника»
    10. Календарный план реализации проекта ( программа) с указанием сроков реализации по этапам 
    11. ПАСПОРТ проекта (программа) «Функциональная грамотность школьника»
    Интернет-ресурсы, контент которых можно использовать для развития и оценки функциональной грамотности обучающихся

    1. Банк заданий по оценке функциональной грамотности, разработанный Институтом стратегии развития образования РАО

    Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы). В материалах по каждому направлению функциональной грамотности содержатся файлы со списком открытых заданий, которые разработаны в ходе проекта, сами задания, характеристики заданий и система оценивания, а также методические комментарии к заданиям.

    Читательская грамотность

    Математическая грамотность

    Естественнонаучная грамотность

    Финансовая грамотность

    Глобальные компетенции

    Креативное мышление

    2. Открытые Задания PISA на сайте ФИОКО: https://fioco.ru/примеры-задач-pisa

    3. Открытый банк заданий по естественнонаучной грамотности ФИПИ: https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti

    4. Электронный банк заданий РЭШ: https://fg.resh.edu.ru/

    Пошаговая инструкция, как получить доступ к электронному банку заданий, представлена в руководстве пользователя. Ознакомиться с руководством пользователя можно по ссылке https://resh.edu.ru/instruction.

    5. Тест «Цифровые компетенции педагога»: https://education.yandex.ru/uchitel/intensiv2/test/start-1/

    6. Интенсив ЯУчитель 3.0: https://education.yandex.ru/uchitel/intensiv3/

    Методические материалы по формированию функциональной грамотности
    1. Методические рекомендации по формированию функциональной грамотности
    2. Формирование функциональной грамотности на уроках в начальной школе 
    3. Методические рекомендации и инструкции по решению заданий международных исследований 
    4. ЯндексУчебник "Функциональная грамотность: развиваем в школе" Онлайн — курс
    5. Обучающий вебинар «Работа с банком заданий по функциональной грамотности в РЭШ»: https://www.youtube.com/watch?v=4n1YY30aHK8
    6. Онлайн-курсы повышения квалификации при подготовке к PISA: https://profcentr.ggtu.ru/index.php/programmy/11-materialy/88-onlajn-kursy-povysheniya-kvalifikatsii
    7. Вебинар «Формирование читательской грамотности на уроках предметных областей «Филология» и «Искусство»: принципы конструирования мотивирующих заданий и учебных задач»: https://www.youtube.com/watch?v=BNP7c9zPe30
    8. Вебинар «Формат и типы заданий на развитие креативного мышления»: https://www.youtube.com/watch?v=QR18e3AVGy8
    9. Вебинар «Формирование глобальной компетенции: методическое сопровождение»: https://www.youtube.com/watch?v=pLRagAUF2o4
    10. Вебинар «Формирование читательской грамотности на разных предметах: конструирование ситуаций и целей чтения через постановку учебно-познавательных и учебно-практических задач» – вебинар для выпускников и слушателей трека «Читательская грамотность»: https://www.youtube.com/watch?v=NhyFAtCQCeA
    11. Лист наблюдения урока/занятия, включающего задания, формирующие ФГ 
    Мероприятия
    Урок по финансовой грамотности «Знатоки финансов».
    24 апреля 2024, 10:12

    23 апреля 2024 года в нашей школе прошел открытый урок по финансовой грамотности «Знатоки финансов» в инклюзивном 1 «Л» классе, в рамках недели молодого педагога «Шаги к успеху».
    Окружной конкурс английского языка.
    23 апреля 2024, 13:52

    Обучающиеся 7 «М» класса приняли участие в окружном конкурсе английского языка «The English Language Day» (руководитель группы – учитель английского языка Тихомирова Ирина Васильевна).
    Конкурс чтецов «Моя любимая школа».
    23 апреля 2024, 12:20

    Приглашаем на конкурс чтецов «Моя любимая школа»!
    Игры на перемене.
    23 апреля 2024, 08:45

    Обучающиеся профильного педагогического класса в рамках программы дополнительного образования «Я-помощник классного руководителя» во время перемен проводили с ребятами из начальной школы различные игры, направленные на сплочение, развитие внимания, быстроту реакции.
    Тотальный диктант-2024.
    22 апреля 2024, 11:16

    20 апреля 2024 года состоялся Тотальный диктант-2024. В МАОУ СШ № 156 была открыта единственная площадка в микрорайоне «Солнечный» по написанию Тотального диктанта.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie